Gotthard. Швейцарская рок-группа

Как известно, жизнь – существо полосатое, и вслед за ярким и солнечным периодом очень часто приходит период мрачный и ненастный. steve_tochka Для каждого из периодов есть своя музыка и свои группы, многие из которых тратят годы на то, чтобы в совершенстве овладеть искусством нагнетания депрессии или же, наоборот, научиться создавать атмосферу безудержного веселья. Куда реже попадаются коллективы, которые одинаково хорошо могут делать и то, и другое. Если следить за ними на протяжении нескольких лет, как на ладони окажется вся жизнь музыкантов, со всеми ее взлетами, падениями, триумфами и разочарованиями. И если вдруг течение их жизни в чем-то совпало с течением твоей, статус фаната тебе обеспечен.

Швейцарские хард-рокеры Gotthard – именно такой случай. Если диск “Lipservice” с первых же нот буквально лучился счастьем, а входящая в него песня “Lift U Up” стала настоящим гимном веселью и хорошему настроению, то вышедший два года спустя “Domino Effect” оказался полной его противоположностью – хотя в музыке перемены оказались не столь значительны, первая половина альбома поражает своей мрачностью и где-то даже агрессивностью. Видимо, кого-то из музыкантов серьезно “намотало на колеса любви”, в результате чего на свет появилась целая серия песен о расставании, обмане, лжи и одиночестве. И, похоже, не только вашему покорному слуге эта сторона творчества Gotthard оказалась ближе. Если выступление швейцарцев в клубе “Точка” в начале 2006 года посмотрело не более 400 человек, то сейчас число зрителей было раза в два больше.


Как и год назад, музыканты заставили себя подождать. Но если в прошлый раз они просто задержали выступление на два часа, то в этот раз публике пришлось выслушать получасовой сет объявленной буквально за неделю до концерта разогревающей группы Барса. Несколько лет назад этот коллектив уже пытался привлечь к себе внимание публики, выступив в одном концерте с Полом ДиАнно с программой, более близкой к русскому року, нежели к тяжелой музыке. Составить серьезное впечатление о новом материале Барсы мне пока не удалось, поскольку я застал лишь две последние песни их сета, одной из которых оказался кавер Queen “We Will Rock You”. Могу сказать лишь только, что группа заметно утяжелилась, и что ее присутствие на разогреве у Gotthard было вполне уместным. Так или иначе, хард-рок на российской сцене представлен очень скудно, и у меня вряд ли получится сходу назвать другого достойного кандидата на это место.


leo_tochka

Сами виновники торжества появились на сцене спустя еще полчаса, но ожидание стоило того. Не знаю, как это у них получается, но в зале, акустика которого оказалась “неподъемной” для таких грандов, как Hypocrisy и Hammerfall, швейцарцы уже второй раз выстраивают потрясающе чистый и четкий саунд, в котором слышны абсолютно все нюансы игры, но при этом не теряется драйв. А с драйвом в этот вечер проблем не было — Gotthard начали сет с двух открывающих песен с “Domino Effect”, в которых сконцентрированы чуть ли не вся агрессия и разочарование этого альбома. Вообще, именно жесткие и резкие песни в этот вечер получались у швейцарцев лучше всего. О причинах этого я расскажу чуть позже…


Избавившись от напряжения и негатива на первых двух композициях, Gotthard принялись за более традиционный для них оптимистический материал. “Top Of The World” с альбома “Human Zoo” (2003) – отличная вещь для того, чтобы разогреть публику, и народ, поначалу несколько обескураженный жесткостью нового материала, тут же пришел в движение. Следом — еще одна новая вещь, “The Call”, но она уже не столь агрессивна, а скорее меланхолична. В оригинале это достаточно традиционная баллада, но сейчас музыканты сделали для нее совсем другую аранжировку, выведя на передний план мощные партии баса и ударных, в результате чего песня получила фактически новое рождение.


Очередной взрыв активности публики был вызван следующей композицией. Не знаю, слышали ли швейцарцы о том, насколько в нашей стране популярны Deep Purple, но думаю, что неслучайно они играют “Hush” на каждом российском концерте. И пусть эта вещь имеет к Deep Purple довольно косвенное отношение, зато ее знают и любят практически все почитатели хард-рока. Именно с этого момента Gotthard полностью покорили зал, и если раньше среди публики (а на концерте, надо сказать, было очень много “цивильного” народа, впервые услышавшего о группе после ее появления в программе “Фабрика звезд” вместе с Ромой Архиповым) попадались те, кому звучавшая музыка казалась слишком тяжелой или, наоборот, слишком легкой, то после “Hush” равнодушных и непонимающих, по крайней мере, вблизи сцены не осталось.


Тем временем Gotthard перешли к старому проверенному материалу – “Sister Moon” с неизменной губной гармошкой во вступлении, драйвовая “Make My Day” и мелодичная “I Wonder” – одна из немногих грустных песен на “Lipservice”. А дальше была сыграна вещь, без которой концерты швейцарцев просто невозможно представить – конечно же, это “One Life One Soul”. Казалось бы, это обычная баллада, но в ней есть какая-то трогательность, какая-то хрупкая красота, которая вызывает у слушателей буквально бурю эмоций. Однако заметно, что сами музыканты немного поудстали от необходимости играть “One Life One Soul” на каждом выступлении, поэтому аранжировка этой песни также была значительно изменена. Если раньше она исполнялась в основном на акустических гитарах, то теперь ведущая роль отошла к клавишнику Николо Фрагиле, а гитара появлялась лишь фрагментарно. Однако на реакции публики и громкости хорового пения это никак не сказалось. Остается лишь сожалеть, что Gotthard у нас не настолько популярны, чтобы собирать более крупные залы – если бы хор состоял не из нескольких сотен, а из нескольких тысяч человек, впечатление было бы и вовсе сногсшибательным.


tochka

Звучит еще одна достаточно спокойная песня – “Let It Be”, а затем концерт вступает в стадию финального угара. В заглавной композиции последнего альбома во всей красе проявляется шоумэнский талант вокалиста Стива Ли, который показывает публике, как правильно изображать из себя косточки домино, падающие волнами одна за другой. Блок из “All We Are” и “Dream On” живо вызвал в памяти беззаботные времена “Lipservice”, а “Firedance” стал бенефисом гитариста Лео Леони. Честно говоря, когда я впервые увидел Лео на концерте в Кремле четыре года назад, он показался мне самодовольным и несколько надменным. Однако сейчас, то ли под влиянием клубной атмосферы, то ли в результате каких-то жизненных перипетий, Лео производит впечатление весьма приятного человека, пусть и склонного покрасоваться перед публикой. Перед тем, как сыграть соло в “Firedance”, он отложил гитару, снял пиджак, эффектным жестом выпил стакан пива, сказал зрителям, насколько он доволен их приемом, потом снова взял в руки гитару и только после этого приступил к игре. Надо ли говорить, что фэны были в восторге!


Закрывали основную программу развеселая “Mountain Mama” – посвящение родной стране музыкантов, и зловещая “Anytime Anywhere”, еще один крайне необычный для “Lipservice” номер и еще один подарок тем, кто «любит помрачней». Стив Ли, обещающий возмездие злоупотребившим своей властью политикам и бизнесменам, смотрелся и звучал в этой композиции исключительно эффектно и реалистично. Но еще более сильное впечатление на меня произвело то, как Стив после выхода на бис исполнил “Falling”. Мне очень нравится студийный вариант этой песни, однако на концерте она прозвучала в разы более эмоционально. Клавишные Николо Фрагиле и проникновенный вокал Стива – вот и весь арсенал средств воздействия, но когда под конец композиции, повторив несколько раз “I’m searching for someone like you” (“Я ищу кого-то, похожего на тебя”), Стив спел “I’m knowing there’s no one like you” (“Я знаю, что нет никого, похожего на тебя”), у меня буквально перехватило дыхание…


Объявление Стива перед следующей песней многое прояснило. Оказывается, буквально накануне умер близкий друг музыкантов по имени Тео, и исполнение “Heaven” посвящалось именно ему. Теперь стало понятно, откуда у музыкантов взялся такой нехарактерный для их концертов надрыв, и почему чем мрачнее песня, тем более проникновенно она звучала. Впрочем, это не значит, что веселье выглядело у Gotthard наигранным, наоборот, они на собственном примере показывали, что жизнь продолжается, несмотря на все случающиеся в ней трагедии. Конечно, можно было все бросить и улететь домой, но покойного этим не вернешь, а те люди, которые купили билеты и, возможно, ждали концерта несколько месяцев, отнюдь не станут от его отмены счастливее. Гораздо лучше выйти на сцену и подарить фэнам вечер счастья, а когда все вокруг довольны, трудно не заразиться их радостью. Не зря в песне “Lift U Up” поется “All I wanna do is put a smile back there on your face” («Все, чего я хочу — это вернуть улыбку на твое лицо»). Да-да, первый бис завершила именно “Lift U Up”, и хотя переход от “Falling” и “Heaven” к “Lift U Up” на эмоциональном уровне кажется совершенно невероятным, Gotthard осуществили его с легкостью, и даже те, кому стало грустно на предыдущих двух песнях, после “Lift U Up” уходили домой довольными и счастливыми.


Впрочем, еще не уходили, ведь был еще и третий выход на бис с кавером Боба Дилана “Mighty Quinn”. Однако он стал всего лишь вишенкой на торте – концерт и без него получился совершенно блестящим. Пожалуй, это лучшее из трех выступлений Gotthard в Москве, более того, я пока вообще не слышал о нем отрицательных отзывов. Те люди, с которыми я разговаривал после концерта, сокрушались только по одному поводу: группа почему-то не включила в сет-лист “The Oscar Goes To…” - один из главных боевиков с последнего альбома. Остается ждать и надеяться, что на следующем концерте музыканты не забудут об этой замечательной песне, а учитывая теплый прием публики и заметное невооруженным глазом увеличение числа посетителей, можно с уверенностью предположить, что следующий концерт уже не за горами.


Текст: Роман “Maniac” Патрашов
Фото: Дмитрий “Ward” Куликов
(с) HeadBanger.ru