Gotthard. Швейцарская рок-группа

Особенности управления вертолетом

Управление вертолетом отличается от управления самолетом по нескольким важным параметрам. Разберем основные приемы управления.

Первое — вертикальное управление. С помощью автомата перекоса происходит одновременное изменение шага лопастей несущего винта (изменяется угол атаки). Условно говоря, чем больше угол атаки лопасти, тем больше подъемная сила.
Второе — так называемое путевое управление. Это корректировка направлениядвижения машины (полета). Происходит с помощью рулевого винта, который находится в хвостовой части машины. Руление происходит по аналогии с главным винтом – тут тоже тяга зависит от шага рулевого винта.

Третий — поперечное управление вертолетом. Другое название – управление креном машины. Создается такое движение наклоном плоскости винта (плоскости вращения) – в нужную сторону: влево или вправо. При таком наклоне винта создается боковая сила, и сила тяги машины смещается с центра масс вертолета, вследствие чего происходит крен в нужную сторону. Управляет этим типом движения также автомат перекоса, расположенный в основании главного винта машины.

Четвертый – управление вертолетом по тангажу, или продольное управление. Именно этот тип создает движение машины вперед и назад. Происходит это так же за счет автомата перекоса на главном винте. При наклоне плоскости вращения вперед, происходит смещение центра масс вперед, вертолет «клюет» носом и начинает движение вперед. Назад движение осуществляется таким же способом, с одной оговоркой: назад вертолет летает медленно, т.к. плоскость винта не может наклониться сильно назад – мешает хвост. В таких случаях вертолет мгновенно разворачивается и летит вперед.

Итак, для управления машиной есть три основных агрегата: двигатель, рулевой винт и автомат перекоса. Комбинирование этих трех агрегатов и подручных им систем и позволяют управлять машиной. Систем, как и агрегатов, три:
А. система «шаг-газ»
Б.система управления хвостовым винтом
В. система управления автоматом перекоса главного винта.

С последними двумя все ясно, но что же такое система «шаг-газ»? Дело в том, что при изменении шага главного винта машины (угла атаки), винт начинает приобретать подъемную силу, что сказывается на сопротивлении. Чем больше шаг, тем больше подъемная сила, тем тяжелее двигателю проворачивать винт. Для решения этой проблемы была придумана система «шаг-газ», которая действует по аналогии с оборотами двигателя обычной машины – при увеличении шага автоматически увеличиваются обороты двигателя. Это все равно, что заехать в гору на автомобиле – перед ней надо поддать газу.

И коротко о том, как это управляется из кабины.
Управляется вертолет всего двумя ручками. Первая – ручка управления шагом винта (иногда ее называют ручка управления вертолетом). Она похожа на ручку управления самолетом и отвечает за изменение продольного и поперечного движения машины (вперед-назад и вправо-влево). Вторая ручка управляет общим шагом винта, или по аналогии с автомобилем ручка газа. Она расположена обычно слева от пилота. Так, комбинацией всего двух ручек можно достаточно легко и без усилий управлять вертолетом.